В задании к этому проекту была приложена схема выполненная
в XL на которой был изображн план здания магазина с площадями помещений
которые предпологалось в нем разместить. Смеятья над такой откровенностью
или нет я для себя так и не решил. В любом случае это было поднобное
задание отрожающее видение менеджмента предложившего нам для проектирования
этот объект. Топосъемка приложенная к заданию на проектировние изобиловала
различными пунктирами с загадочными буквами и большим колличеством
горизонталей. В дополнение к ним была нанесена жирной линией проектируемая
автомобильная развязка.
Первой задачей с которой предстояло разобраться это возможное пятно
застройки для будущего капитального здания. После отступа всех необходимых
растояний от проходящих над участком ЛЭП и Газопроводов начал вырисовываться
примерный контур. Через некоторое время выяснилось что загадочный
пунктир разделявший участок на две неравные части и не имевший обозначения
обозначает некое подземное сооружение которое также требует отступа.
В довершение к этому тонкий ручеек протикающий с Югозапада имеет
охранную зону. К счастью по карте с помощю линейкой удалось выяснить
что от истока ручья до площадки проектирования дленна русла мение
5 км и поэтому охранная зона незначительна. В завершение анализа
участка было установленно возможное пятно для предпологаемой застройки.
Следующей
задачей являлось разместить на нем заданые для проектирования сооружения.
Как мы не сторались, а заданный квадратик из таблицы XL в осавшееся
пятно не влазил. Проблемма заключалась еще и в том что участок имел
весьма значительный рельеф и просто механическое вписане квадрата
без учета направления уклона удорожало проект дополнительными объемами
земляных работ. В процессе эскизирования было выполнено несколько
вариантов которые предусматривали использование перепада рельефа
для организации паркингов, и складских пространств. В итоге Заказчик
отверг большую часть предложений сославшись ну удорожание проекта
и предложил разделить проект на две очереди строительства. В первую
очередь вошло здание на оставшемся участке большей площади. Его
предпологалось построить на насыпе без подземного гаража, а вторую
очередь, на меньшем участке построить позже и под этим зданием разместить
гараж. Также под паркинг было решено использовать всю територию
участка остающуюся свободной от застройки со стороны МКАД. Загруску
комплекса было решено разместить со стороны противоположной МКАДу.
Територия под загрузку также требовала больших размеров. На этой
территории было необходимо дать возмножность для маневров и разворота
большегрузных машин. Кроме того было необходимо выполнить транспортную
схему движения автомоблилей таким образом чтобы грузовые автомобили
не перисекались с потоком легковых автомобилей посетителей комплекса.
Проектным
решением было предусмотренно ориентировать главные фасады задния
в сторону автомобильной развязки, так чтобы линия их застройки оказалась
поралельна одному из ответвлений дорог. Это позволило сделать фасад
хорошо воспринемпемым с эстакады Бовровского шоссе для полосы движения
в облость. К слову надо заметить что это оказалось единственной
точкой для обзора здания. Все остальные виды закрыты из за перепадов
рельефа и конструкций эстакды. Въезды на участок были приняты с
Боровского шоссе за 50 метров до начала развязки и со МКАДа через
50 метров после развязки. Оба въезда предназначены как для грузовых
так и для легковых машин, однако дальше их потоки разделяются. Легковые
автомобили сразу поподают на гостевую автостоянку, а грузовые по
отдельной дороге проежают к месту своей разгрузки. Отдельно следует
обратить внемание на планировочное решение основного здания магазина.
В плане оно выполненно уступами таким образом что тогровые залы
все время имеют одну ширину. Уступы получаются в засчте технологических
помещений гипермаркета, а територия оставшаяся благодаря уступам
с задней стороны здания позволяет выполнить разварот грузовым автомобилям
обслуживающим комплекс. Кроме магазинов в комплексе предпологалось
строительство офисного здания для службы заказчика и менеджмента
комплекса. Офисам отводилась весьма значительная площадь, а самому
офисному зданию доминирующая роль в общей архитектурной композиции
комплескса. К сожалению именно в отношении этого отдельного сооружения
задание на проектирование полностью отсуцтвовало, что вызавло массу
трений в процессе работы.
В
результате переработки массы вариантов среди которых были и аналоги
Спасской башни с часами и различые другие знакомые всем символы,
нами было предложено остановиться на варианте который демонстрируется
рисунком справа. Спокойный горизонтальный объем магазинов дополненный
разновысотным зданием завершонным слабо выраженой башней. На мой
взгляд для МКАД подобная компазиция весьма благородна и примечательна.
Нет нужды описыват здась скудость пейзажей откывающихся водителям
с этой дороги, но кроме разнообразия, высотное здание с оригенальным
завершением служило бы значительным граостротительным ориентиром,
помогло бы ориентироваться и привлекало дополнительных посетителей
в торговый центр. Композиция объемов напоминает устройство исторически
сложившихся в европе торговых площадей с возведенным рядом зданием
Ратуши.
Значительное влияние на разработку проекта оказала
необходимость учета требований всех заинтересованных в проекте сторон.
Среди учасников со своими специфическими требованиями были заявлены
три якорных арендатора, сам менеджмент основной части торговых площадей
гипермаркета, и менеджмент всей торгово рознечной сети. К сожалению
интересы всех сторон не были достаточно отражены и продуманы в задании
на проектирование, а сроки жоско ограничены. Конечный результат
работы видится мне не удовлетворительным, объем задачи очень большой,
а решения отрожают тлько видимую часть айсберга. В процесе проектирования
не была просчитана стоимость реализации разных вариантов, не был
проведен лондшавно - визуальный анализ, не была подтверждена достаточность
парковки для торгового комплекса и офисного здания. Кроме того опасения
вызывают многочисленые сети пролегающие под територией землеотвода.
Все эти вопросы нужно было бы отнести к подготовительной части проекта
которая не была проведена.